Внимание! Веб-сайт работает в тестовом режиме. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Городище Мерке (VII-XIII вв.)

Городище Мерке (VII-XIII вв.)

Городище Мерке - одно из немногих городищ, которое  сохранило свое средневековое название. Город Мерке  упоминается арабскими учеными  Кудамой и ибн Хордадбеком   начиная с IX-Xвв. Они называли его большим селением. Арабский географ аль-Макдиси приводит более подробную характеристику города: «Мерке – город средней величины, укрепленный, имеется цитадель. Соборная мечеть была в древности - церковью».  

Петроглифы Мерке

Петроглифы Мерке -галерея наскальных рисунков ранне железного века на берегу реки Мерке. В раннем железном веке на горных скалах люди изображали фигуры, которым поклонялись. Каждое изображение несло в себе глубокий смысл и складывался письменный язык человечества этой эпохи.

Городище Баласагун (VI-XIII вв.)

Городище Баласагун (VI-XIII вв.)

Городище Баласагун основано во времена Великого Тюркского каганата - крупнейшее на Великом Шелковом пути. Был политическим центром при тюргешском каганате. В X-XII вв. объявляется столицей Караханидского государства. 

В этом городе проживали и трудились средневековые тюркские ученые,как Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари. Здесь же был написан энциклопедический труд Ю.Баласагуна «Кутты Билик»  (Книга назидания). О городище Баласагун арабский географ Аль-Макдиси писал следующее: «Баласагун густонаселенный город с большим количеством воды».

Культово-мемориальный комплекс Жайсан (VI-IXвв.)

Тюркское святилище Жайсан – культово-мемориальный комплекс раннесредневековых тюрков. В этот комплекс входят каменные балбалы (надгробные плиты), курганы, святилища, петроглифы, родовые тамги (знаки) и рунические письмена. По центру восьми святилищ, лицом обращенным на восток, установлены каменные изваяния и стеллы. В большинстве случаях на каменных изваяниях вырезаются черты лица человека в одежде, сидящим по-туркски. На правой руке обычно изображается кубкообразный сосуд. Самые крупные изваяния в святилище находятся в восточной части.

Мавзолей Утеген батыра (1677-1773 гг.)

Утеген батыр Утегулулы родился в низовьях реки Чу, участник сражений против джунгар в XVIIIвеке. В 1740 году сражался со своим отрядом в составе армии Толе би. В 1757 году участвовал в защите крепостей Семей и Ямышев от нападения  джунгар. О героических поступках батыра уже в XVIII веке слагались легенды и песни, передавая от поколения к поколению. Ему посвящали свои произведения такие известные акыны как: Кусен, Тилемис, Майкот. Самое известное произведение – поэма «Утеген батыр» Жамбыла Жабаева. Мавзолей сооружен в 1999 году к 300-летнему юбилею батыра.

Мемориал Кенесары хана

Мемориал Кенесары хана

Мемориалпостроен в честь внука хана Абылая- Кенасары Касымова-последнего правителя Казахского ханства, лидера национально-освободительного движения казахов в 1841–1847 гг.

Кенесары хан погиб в неравной схватке с киргизами в долине Кеклик-Сенгир.

Петроглифы ущелья Тоспалы

Петроглифы Тоспалы– изображение на горных скалах эпохи бронзы(конец IVтыс. до н.э.- начало I-го тыс. до н.э.). В это время развивалась культура неолита и осваивалась металлургия.

Караван-сарай Торткуль (ХІ—ХІІІ вв.)

Караван-сарай Торткуль (ХІ—ХІІІ вв.)

Караван-сарай ХІ-ХІІІ вв. построен на Великом Шелковом пути. Цель караван-сарая – обезопасить торговые караваны, а также, стабильное развитие торговли на Великом Шелковом пути.

Баня Кали-Юнуса (начало XX вв.)

Баня Кали-Юнуса (начало XX вв.)

В 1906 году баня была построена на средства первого мецената Кали-Юнуса- жителя г.Аулие-Ата. Баня имеет архитектурно-историческую ценность, как памятник хозяйственно-бытовой архитектуры прошлого века. Баня- это не только санитарно-гигиенический центр, а также это место отдыха, где собирались политики, торговцы, военные для решения многих вопросов.

Раннеисламская мечеть (IX-XIIвв.) и прилегающий к ней  «Караван-Сарай» (VIII-XIIвв.)

Раннеисламская мечеть (IX-XIIвв.) и прилегающий к ней «Караван-Сарай» (VIII-XIIвв.)

Раннеисламская мечеть была открыта в 2006 году во время археологических раскопок. В результате проведенных работ были найдены остатки древней мечети (IX-XII вв.), перестроенной из несторианско-христианской (VIII-IX вв.) церкви. Среди руин были найдены пилоны. На восточной стороне - суфа, на которой в древности сидели молящиеся, а на западной стороне сооружения - выявлено место михраба.